Го́рдон Фри́мен (англ. Gordon Freeman) — главный герой серии игр Half-Life. Он имеет учёную степень Доктор физико-математических наук. Работая физиком-теоретиком в научно-исследовательском центре «Чёрная Меза», участвовал при проведении эксперимента над Аномальными Материалами (англ. Anomalous Materials), вместе с учёными Айзеком Кляйнером, Илаем Вэнсом и Арнольдом Магнуссоном. В течение эксперимента произошла ошибка, послужившая открытию межпространственных ворот в параллельный мир Зен и началу вторжения на Землю населяющих его обитателей.
Гордон Фримен родился в Сиэтле, штат Вашингтон. С ранних лет он заинтересовался квантовой механикой и теорией относительности; его кумирами были Эйнштейн, Хокинг и Фейнман. В конце 90-х годов, будучи приглашённым студентом в Инсбрукском университете, Гордон присутствовал на ранних экспериментах по телепортации, проводимых Институтом экспериментальной физики. С тех пор практическое применение телепортации становится страстью молодого физика. В 1999 году Фримену была присвоена учёная степень доктора наук от Массачусетсского технологического института (MIT) за работу, названную «Наблюдение запутанности Эйнштейна-Подольского-Розена на супраквантовых структурах при индукции через нелинейный трансурановый кристалл импульса сверхдлинных волн (СДВ) от исходного набора с синхронизацией мод».
Принимая участие в академических исследованиях Инсбургского университета, Гордон был разочарован их медленными темпами развития и недостаточным финансированием. Охваченный своей мечтой, учёный ищет работу вне образовательных учреждений, и фортуна улыбнулась ему. Бывший наставник Фримена в MIT, доктор Айзек Кляйнер, взялся за секретный проект в Исследовательском центре «Чёрная Меза» и искал талантливых помощников. Учитывая источники и размеры финансирования, Фримен подозревал, что в центре ведутся разработки новых вооружений. Но, несмотря на опасения, учёный принял предложение работы, надеясь, что мирное применение технологиям также будет найдено.
Фримен получил должность научного сотрудника в лаборатории аномальных материалов с уровнем доступа 3. Для проживания учёному была предоставлена квартира в общежитии исследовательского центра. Прежде чем герой приступил к своим обязанностям, он проходит курс подготовки к использованию специального защитного костюма.
Мало что известно о работе Фримена в «Чёрной Мезе» до событий Half-Life. В Half-Life 2: Episode One Аликс Вэнс, комментируя умение Гордона быстро перемещаться по вентиляционным шахтам, пересказывает историю, которую ей поведал доктор Кляйнер. Фримен и его приятель, охранник Барни соревновались, кто быстрее попадёт внутрь кабинета рассеянного профессора после того, как тот потерял ключ от двери в свой кабинет.
В начале игры Half-Life упоминается, что Гордону 27 лет. В письме администрации отмечено, что Фримен не состоит в браке и не содержит иждивенцев. Однако, если в начале игры вы зайдёте в раздевалку учёных и заглянете в шкафчик с фамилией Freeman, то в нём, помимо термоса, вешалки с одеждой, ящика, батареи для HEV и пары пистолетных обойм обнаружится фотография маленького ребёнка.
Согласно документальной книге Valve по игре Half-Life 2: Raising the Bar, имя Гордон Фримен дано в честь Фримена Дайсона. А в ранней модели Гордон был известен как «Иван — Космобайкер», с большой бородой, которая была обрезана в эспаньолку.
Внешность
Внешность Гордона Фримена немного видоизменяется от игры к игре. Основные черты, которые остаются неизменными — худощавое сложение, зачёсанные назад рыжие волосы и окладистая бородка.
Half-Life На оригинальной обложке игры Фримен изображён худощавым мужчиной в больших очках в чёрной оправе, с ярко-рыжими волосами, такой же бородой и причёской «конский хвост». Облачен в H.E.V. без шлема. Предполагается, что в одиночной игре он все-таки носит шлем. В мультиплеере игры присутствует модель главного героя, которая довольно точно воссоздаёт этот облик, за исключением отсутствия очков и наличия "конского хвоста".
Half-Life: Blue Shift В начале игры сотрудник охраны и друг Фримена, Барни Калхун видит его, проезжающего мимо него в вагоне транспортной системы «Чёрной Мезы». Это происходит до того, как Фримен одевает HEV, так что на нём такой же белый костюм с галстуком и бэйджем на груди, как и на всех учёных комплекса. Очков по прежнему не наблюдается. Позже, в самом конце аддона, случайно телепортировавшийся в подсобку Калхун через вентиляционную решётку видит, как бесчувственного Фримена волокут по коридору двое солдат (в оригинальной Half-Life этот эпизод находится в середине игры).
Half-Life: Opposing Force В одном из офисов капрал Адриан Шепард видит на стене портрет Фримена с надписью «Работник месяца». Всё те же рыжие волосы и борода. Как ни странно, очков на портрете нет. Так же, Шепард со стороны наблюдает за телепортацией учёного в Зен. Если последовать в портал следом, то игрок погибнет и появится надпись «Объект: Адриан Шепард. Статус: объект погиб при попытке создать пространственно-временной парадокс», но используя чит-коды можно подобраться к Фримену ближе и разглядеть его. Бросаются в глаза два отличия модели Opposing Force от других частей: во-первых, только здесь у Гордона появляются очки, но не такие, как на обложке, а узкие, прямоугольные и зеркальные, во-вторых, всё тот же элемент внешности, который разработчики планировали ввести, но со временем отказались от него, однако, который всё же наблюдается во всех играх серии Half-Life 1, кроме Blue Shift: у Фримена волосы, собранные в конский хвост.
Серия Half-Life 2 Во второй части игры модель главного героя отсутствует, однако он изображён на обложке. За исключением новой модели костюма HEV, во внешнем виде Гордона Фримена мало что поменялось. Худощавый человек в крупных очках, с зачёсанными назад волосами и аккуратной строгой бородой. Теперь персонаж выглядит немного старше. Фото ученых Чёрной мезы с присутствующим там Фрименом и другими персонажами можно увидеть в лаборатории Кляйнера слева от входа в зал с телепортом. Однако позже модель всё-таки появилась.
Появления в играх
Half-Life
В один из рабочих дней, Фримен участвует в важном эксперименте, повлекшем за собой катастрофические последствия. В результате неудачного эксперимента в «Чёрную Мезу» телепортируются орды пришельцев вортигонтов из параллельного мира, уничтожающих всё живое. Для наведения порядка правительство направляет в центр элитные отряды военных из спецподразделения HECU, в цели которых, помимо всего прочего, входит уничтожение свидетелей катастрофы (им также требовалось закрыть «Чёрную Мезу», а затем и уничтожить её с целью недопущения выхода пришельцев за её пределы). Фримен, облачённый в защитный костюм, направляется в комплекс «Лямбда», с целью помочь укрывшейся там команде учёных остановить вторжение пришельцев. Став едва ли не основной целью для отрядов ликвидации, Гордон с боями прокладывает себе путь по исследовательскому центру.
Пройдя множество испытаний и уничтожив несчётное количество пришельцев и солдат, Фримен, в конечном счёте, добирается до комплекса «Лямбда». Там группа учёных телепортирует Гордона в инопланетный мир Зен, где молодой физик находит и с трудом уничтожает главного виновника вторжения — лидера вортигонтов Нихиланта. Нихилант управлял вортигонтами, по сути, они были у него в рабстве. Сразу после битвы, Гордон попадает в плен к таинственному человеку, называемому G-Man’ом, который наблюдал за Фрименом со стороны на протяжении всего его путешествия. G-Man, впечатлённый действиями учёного, предлагает Гордону работу от имени своих нанимателей. События Half-Life 2 предполагают, что Фримен принял предложение таинственного агента, надеясь помочь человечеству. Получив ожидаемое согласие, G-Man помещает героя в «стазис» — место вне пространства и времени, где учёный пребывает вплоть до начала Half-Life 2.
Half-Life 2
G-Man извлекает Фримена из стазиса примерно 20 лет спустя после событий в центре «Чёрная Меза». Вернувшись на Землю, он обнаруживает, что планета захвачена войсками союза инопланетных рас, известного как «Альянс». Вортигонты, освободившись от влияния Нихиланта, стали мирными жителями Земли, но, как и люди, оказались под гнетом Альянса. По воле G-Man’а Гордон оказывается в роли гражданина крупного восточноевропейского города, под номерным названием 17. Вскоре после своего возвращения, герой становится ключевой фигурой в движении Сопротивления, возглавляемого бывшими учёными 'Чёрной Мезы' — Айзеком Кляйнером и Илаем Вэнсом. Заполучив свой защитный костюм, Фримен отправляется в длительное путешествие по окрестностям Сити 17. Известный, благодаря событиям в исследовательском центре, Гордон явился легендарной личностью, мессией в глазах людей. Особо почитаем Вортигонтами, так как освободил их от влияния Нихиланта. Уцелевшие повстанцы и Вортигонты, обладающие многочисленными способностями (такие, как лечение ран, энергетический выстрел), встречаются на пути Гордона в лагерях Сопротивления и помогают ему достичь своей цели с помощью своих сил, техники, людей, способностей. Сражаясь с силами Альянса, "нарушитель №1" (обозначение вроде "врага народа" у Альянса) поднимает недовольных на открытое восстание против Содружества. В самый разгар кровопролитных уличных боёв, Гордон пробирается в Цитадель — главную базу Альянса в Сити 17 и на Земле в целом. Внутри крепости он встречает ставленника Альянса, бывшего администратора 'Чёрной Мезы' Уоллеса Брина. Брину было доверено управлять Землей от имени Альянса вышестоящими инопланетными руководителями, после ее захвата. При поддержке Аликс Вэнс, дочери Илая, герою удаётся настигнуть врага и, перенаправляя энергетические сгустки из системы питания Цитадели в энергетическую систему портала, уничтожить портал, открытый для эвакуации Брина. Сделав это, Гордон и Аликс оказываются в эпицентре мощного взрыва портала. Но раньше, чем волна накрыла героев, время замирает и появляется G-Man и спасает Фримена от смерти. Удовлетворённый достижением своих целей, человек с кейсом после произнесенной речи снова возвращает учёного в стазис, на сей раз не предоставив права выбора.
Half-Life 2: Episode One
Пришельцы из Ксена, сегодня союзники землян, Вортигонты, появляются из ниоткуда в момент взрыва энергореактора Цитадели и спасают Аликс от неминуемой гибели. Через мгновенье существа вторгаются в чёрную пустоту стазиса и освобождают Фримена от G-Man’а.
Гордон и Аликс приходят в чувства у подножия полуразрушенной базы Альянса. Наладив связь с Илаем Вэнсом и Айзеком Кляйнером, герои узнают, что критически поврежденная Цитадель в скором времени взорвётся, уничтожив всё живое в близлежащих окрестностях. Чтобы предотвратить взрыв, Гордон и Аликс под руководством Илая Вэнса возвращаются в Цитадель, чтобы остановить ядро реактора и прекратить начавшуюся медленную термоядерную реакцию. По пути героям удаётся выяснить, что учёные Альянса перестали пытаться стабилизировать ядро, поскольку после уничтожения Фрименом портала все внешние телепорты и системы связи Альянса на Земле отключились без надежды на быстрое восстановление. Выход из стабильности реактора Цитадели для Альянсовцев стал единственным способом получить достаточно энергии, чтобы отправить в свой мир неизвестное сообщение. Аликс удается получить копию сообщения, и они с Гордоном покидают разрушающуюся базу. После долгого путешествия по разрушенному городу они встречают Барни Калхауна и помогают ему переправить повстанцев и желающих граждан к железнодорожному вокзалу. Герои покидают город на последнем поезде, наблюдая за отправкой сообщения во вселенную Альянса. По завершении передачи данных, Цитадель аннигилируется, накрывая волной поезд с Гордоном и Аликс…
Half-Life 2: Episode Two
После того, как Гордон вместе с Аликс сели в поезд и уже практически покинули Сити 17, Цитадель аннигилирует, образуя огромную межпространственную воронку — суперпортал, через который на подкрепление земному контингенту готовится пройти сверхмощная армия Альянса, многократно превосходящая силы повстанцев, как численно, так и и технологически. Аликс имеет при себе флеш-память, на которой имеется очень важная информация, содержащая планы командования Альянса, а также код частоты суперпортала. Гордону и Аликс необходимо добраться до «Белой Рощи» — главной базы Сопротивления. По пути в «Белую Рощу» Гордон успевает потерять Аликс из-за нападения комбиновских синтетов-охотников и спасти её при помощи лечебного экстракта муравьиных львов. В этом ему помогают вортигонты. Позже он разговаривает с настигшим его G-Man’ом и узнаёт некоторые странные вещи насчёт Аликс. Дальше им необходимо, преодолев леса и расположившиеся в них части Альянса, доставить информацию и защитить «Белую Рощу». После того, как Гордон добрался до цели и повстанцы отбили все нападения элитных войск Альянса на «Белую Рощу», Сопротивление запускает спутник, транслирующий сигнал, противоположный сигналу суперпортала, и он начинает растворяться. После этого Фримену и Аликс необходимо отправиться на север, на поиски корабля-лаборатории «Борей», который может стать, как новой надеждой свободного человечества, так и козырем Альянса, позволяющим ему взять реванш и восстановить свою власть на Земле. В самом конце Episode Two на базу проникают Советники и убивают отца Аликс, так и не успевшего рассказать Гордону о его истинных намерениях.
Другое
В Opposing Force и Blue Shift Гордон Фримен не является главным героем. Тем не менее, в дополнениях можно наблюдать за Фрименом со стороны в нескольких игровых моментах.
Места встречи героев «Opposing Force» и «Blue Shift» с Гордоном Фрименом:
Адриан Шепард во время пребывания в секретном телепортационном комплексе «Лямбда» видит, как Гордон устремляется в телепорт. Попытка проследовать за ним приводит к созданию «временного парадокса» и смерти Шепарда. Также игрок может увидеть в одном из кабинетов портрет Фримена с подписью «Работник месяца».
Барни Калхун трижды за игру имеет возможность наблюдать за Фрименом. Первый раз — в самом начале игры, когда Гордон проезжает мимо героя на монорельсовом поезде; второй раз — через камеру наблюдения, когда учёный направляется за костюмом; и третий раз — когда двое солдат HECU волокут пленного Фримена в бесчувственном состоянии.
Интересные факты
В одной из первых вариантов модели у Фримена был хвост на затылке.
Первоначально разработчики намеревались назвать персонажа «Дайсон Пуанкаре» в честь американского физика и философа Фримена Дайсона и французского математика Анри Пуанкаре.
Фамилия Freeman в Half-Life 2 также трактована как свободный человек.
Во всей официальной серии Half-Life был замечен лишь один случай, когда доктор Фримен говорил (не считая ойканья при падении и попадании в огонь) (в Half-Life 2:Episode One после броска Псом микроавтобуса Аликс говорит ему, чтобы тот уходил, слышен звук «О-оу», а в субтитрах пишется «Ой», после чего Аликс оборачивается на Гордона и спрашивает «Что?»). Все остальные попытки поговорить с ним других персонажей игры терпели неудачу — либо Фримен просто молчал, либо какое-то событие прерывало разговор. По словам VALVe, игрок, это и есть Фримен, и молчание героя сделано для большего ассоциирования игрока с Гордоном (т.е игрок сам продумывает и мысленно говорит фразы персонажа, да и зовёт же он как-то сотрудников «Чёрной Мезы» в Half-Life 1, и повстанцев в «Half-Life 2»).
Существует даже шутливая геймерская поговорка: «Молчать, как Фримен».
Если в Half-life 2 попробовать поболтать с вортигонтами, то они могут сказать следующее: «Чьи-то далёкие глаза смотрят через твои, Фримен».Неизвестно, намёк это на игрока или на Г-мена.
Фримена нельзя увидеть со стороны (в т.ч. и от третьего лица, в скриптовых сценах и видеороликах) в оригинальных Half-Life и Half-Life 2 (включая официальные аддоны Episode I и II). Кроме того, в Half-Life 2 даже нет зеркал (в Half-Life зеркала были, но отражения в них так же не было - то ли по замыслу разработчиков, то ли из-за особенностей движка).
Гордон был выбран величайшем героем всех времён и народов по версии сайта Gamespot от 15.10.09
Красная монтировка стала визитной карточкой Гордона и пошла в массы: накануне запуска БАК по всей земле было раскуплено огромное количество монтировок. Особенно хорошо расходились "оригинальные" красные, остальные же перекрашивались вручную.
Лицо Гордона уникально - образ одного человека для него невозможен. Поэтому дизайнеры Valve взяли фото в профиль и анфас Дэвида Спейрера, Эрика Кришмера, Грега Куммера и Келли Бейли и совместили их, чтобы получить текстуру головы Гордона. Изображение Грега стало отправной точкой для построения модели головы Гордона в XSI.
Ссылки на Гордона Фримена в популярной культуре:
В Splinter Cell: Chaos Theory один из персонажей говорит Сэму Фишеру, что «монтировка предназначена только для образованных компьютерных героев», шутя над тем фактом, что Гордон Фримен учёный по профессии.
В Call of Duty: United Offensive в начале первой миссии можно заметить двух бегущих солдат. Имя первого — Капрал Гордон, второго — Капрал Фримен.
На уровне «Stark Towers» в игре The Punisher, один учёный обращается к другому по имени «Доктор Фримен» и спрашивает, что за звук он сейчас слышал, на что Доктор Фримен отвечает: «возможно физический департамент открыл межпространственный портал… оох, космические пришельцы!». Это ссылка на первый уровень из Half-Life.
В The Ship, игре созданной на движке Half-Life 2, в описании к монтировке указывается, что она пригодна для любого «free man» (игра слов — дословно «свободного человека», но также образует слово «фримен»).
В TimeSplitters Future Perfect, на уровне «Breaking and Entering», Кортез переодевается в лабораторный халат с карточкой, на которой написано «Др. Фримен».
В романе «A Big Boy did it and Ran Away» Кристофера Брукмайра, автор часто делает ссылки на различные игры: одного из персонажей зовут «Доктор Фримен», а бойца SAS — «Шефард».
В Grand Theft Auto: San Andreas, внутри секретной военной базы «Зона 69» в пустыне, можно найти монтировку лежащую на столе в одной из лабораторий.
Главный герой Интернет-комиксов «Concerned», пародирующих сюжет Half-Life 2, Гордон Фроман, в отличие от Гордона Фримена выражает своё восхищение политикой Альянса и выглядит неуклюжим, наивным и полным неудачником.
В игре Sacred можно найти могилу, при открытии которой появится надпись «здесь покоится Гордон Фримен, убитый монтировкой»
В игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля в квесте «Найти Фамильное ружье охотника» недалеко от ружья валяется труп сталкера-новичка. Его имя Гордон, на фотографии он в очках. Носит с собой пистолет Desert Eagle. Одновременно появляется запись в журнале, в найденном КПК Гордона Фримена, где находится часть его дневника, в которой говорится, что ему «не дают отдохнуть: сначала „Black Mesa", потом какой-то странный город в России, а потом поезжай на бескрайние степи Украины» (Чернобыль). Также там сказано, что в первый же день он выменял монтировку на тушёнку.
В Halo 3, если зайти в многопользовательской уровень Sandtrap и идти в одну из средних структур, вы найдете лом, такой же, как у Гордона Фримена в серии игр Half-Life. (Отметим также, что Sandtraps — это название главы, в Half-Life 2.)
В настольной ролевой игре Fallout PnP в разделе «Случайные встречи» описывается сценарий Half-Life, следующего содержания: В районе Нью-Мексико можно наткнуться на одинокого человека, одетого в оранжевый костюм химзащиты, который бормочет что-то о каком-то человеке с чемоданчиком. Если его убить, то при нём можно найти: лом, Colt .45, Glock 17, боевой дробовик, ракетную установку, пластиковую взрывчатку, винтовку Гаусса и особое оружие — ионный излучатель! Возможно, к моменту обнаружения Гордон уже давно мертв.
Екатеринбургская группа «Сансара» посвятила Гордону Фримену одноимённую песню, альбом «Ю ЛА» (2007)
В одном из эпизодов игры Penumbra:Overture главный герой сталкивается с застывшим подо льдом телом, рука которого, сжимая красную монтировку, торчит на поверхности. При детальном осмотре монтировки можно найти ссылку на Гордона Фримена.
В книге из серии «S.T.A.L.K.E.R.» «Выбор оружия» одного из сценаристов игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля Андрея Левицкого есть эпизод:
Проходя мимо вагонетки, я скользнул взглядом по телу. На человеке были большие очки в чёрной оправе. Коротко стриженные волнистые волосы каштанового цвета, бородка и усики, а одет в комбинезон с кругом светлой ткани на груди, где было вышито нечто вроде перевёрнутой буквы «У». Лежащий рядом крысиный волк прокусил ему шею, но и сам погиб: незнакомец раздробил ему башку ломиком, валявшимся тут же. Ломик этот мне сразу понравился — тонкий, загнутый на конце, раздвоенный, как язык змеи, чтобы можно было вырывать гвозди и разгибать прутья.
Во флеш-игре Sonny и Sonny 2 есть оружие — монтировка. В первой части игры в описании к ней было написано: «Это не просто оружие, это символ героя». Во второй части: «Это оружие свободного человека».